Проектная деятельность школьников

"История успеха"
 
Одной из компетентностей современного выпускника школы является владение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Сейчас каждый человек понимает важность и необходимость информатизации образования.
Новое содержание и новые информационные технологии должны предлагаться совместно с новыми педагогическими технологиями, новыми методами и организационными формами учебной работы. Для этого надо приложить немало усилий. Нужно вести соответствующую работу, целенаправленно конструируя и осваивая соответствующие нововведения, проверяя их на практике. В современной школе учитель перестал быть основным источником информации об окружающем мире и основной  акцент сейчас делается на освоении различных способов деятельности. Учитывая это, приходится признать, что многие существующие учебные программы неполны, а рекомендуемые ими методы учебной работы требуют соответствующего пересмотра.
Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать развитие навыков и освоение новых средств коммуникации (обмена результатами информационной работы), а также появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Естественно, что эти изменения находят отражение в характере и содержании учебной и внеучебной работе школьников.
Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или информационно-коммуникационная компетентность) должна обеспечить школьникам возможность: успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет), подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Информационными и коммуникационными технологиями можно овладеть не только на уроках информатики, но и на других предметах, в том числе и на биологии. Одной из технологий обучения, которая дает информационно-коммуникационные навыки является проектно-исследовательская деятельность. На уроках биологии, на элективных курсах мои ученики часто готовят сообщения, доклады, мини-проекты. С их помощью они учатся находить, анализировать, обобщать и предоставлять информацию в письменной и устной форме с использованием компьютерных технологий, например с помощью офисных и графических программ. У каждого из нас свои секреты организации успешной образовательной деятельности, своя волшебная палочка. Для меня такой волшебной палочкой стала программа Intel «Обучение для будущего». Мое знакомство с программой «Обучение для будущего» состоялось пять лет тому назад. Это было именно то, что изменило не только мою работу, но и деятельность моих учеников и многих моих коллег (я была тьютором в группе моих коллег по программе Intel «Обучение для будущего»).
Проектно-исследовательская деятельность воспитывает коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, а это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, для самореализации личности как профессионала. Воспитывающая роль учебного проекта проявляется на презентации результата: при демонстрации понимания проблемы, при организации работы над проектом. Воспитательное воздействие оказывают и планирование, и осуществление проекта, и выводы, которые делают ученики.

Поскольку информационные и телекоммуникационные технологии широко внедряются в жизнь людей, необходимо знакомиться с ними с раннего возраста. Ведь информатика - это не только еще один предмет школьной программы, но и способ реализации собственной траектории обучения, саморазвития ребенка. Именно такое обучение готовит к жизни в новом информационном обществе, переход к которому активно осуществляется и в нашей стране.
 
Примеры проектов и работ учеников: